Проектирование сайта – суть работы и цена вопроса
28/04/2015
Вопрос: Почему при разработке сайта, Вы выделяете создание технического задания в отдельный этап? Почему он должен оплачиваться отдельно?
Ответ: Потому что это важный, объемный и неотъемлемый «кусок» работы при разработке сайта, на который группа специалистов потратит от 20 до 40 часов и это время должно быть оплаченным.
Потому что разработанный сайт на основании такого проекта:
- Будет соответствовать запросам Вашей целевой аудитории;
- Будет сделан с первого раза правильно и в соответствии с Вашими пожеланиями;
- Будет сделан быстрее, чем в первом варианте, так как доработки почти не потребуются;
- Стоимость, обозначенная в Техническом Проекте, может только уменьшится, НО не вырасти;
- Вы минимум на месяц ускорите время возврата инвестиций в сайт;
- Если по каким-то причинам, Вас не устроит Исполнитель, Вы легко можете его сменить, так как у вас на руках есть подробный Технический Проект, содержащий в себе: Техническое задания для дизайнера, программиста и контент-менеджера.
Разберемся по порядку…
Техническое задание по-правильному
Техническое задание (ТЗ) я привык называть – Технический Проект. Для меня ТЗ – это важный документ, описывающий, что нужно сделать (запроектировать и смоделировать), чтобы получить успешно работающий сайт. Поэтому я предпочитаю говорить про разработку Технического Проекта (ТП).
Качество выполнения Технического Проекта
На самом деле это важный вопрос. Некоторые компании не делают качественного Технического Задания, но, следуя общим тенденциям, – берут за это деньги. Поэтому прежде, чем соглашаться на оплату ТЗ, посмотрите пример ТЗ компании и соответствие готового сайта написанному ТЗ. Большое количество отличий говорит о дополнительных часах согласований и переделок, об увеличении сроков создания и, возможно, стоимости сайта. Готовый сайт должен соответствовать ТЗ не менее чем на 90%.
Правильный ТП должно визуально отражать:
- Структуру сайта
- Макет всех страниц или блоков страниц (если страницы похожи)
- Расположение сервисов и описание принципов их работы
- Описание каждого элемента сайта – как он выглядит, какой контент содержит и как он работает.
Входные данные
Прежде чем начать проектирование сайта, необходимо иметь или подготовить следующие данные:
- какова цель сайта;
- какая информация должна быть отражена на сайте;
- какие товары/услуги приносят основную прибыль клиенту;
- преимущества товаров/услуг клиента перед товарами/услугами его конкурентов;
- «предложение мафии», если оно есть у клиента;
- описание целевой аудитории;
- какие сайты нравятся, чем нравятся;
- какие сайты не нравятся, чем не нравятся;
- список конкурентов с анализом их сайтов (юзабилити + характеристики посетителей);
- сгруппированное семантическое ядро.
Эта информация собирается из разных источников, порой с применением специальных сервисов, иногда платных. На сбор и формализацию этих данных для среднего сайта при активном участии Заказчика уходит от 5 до 10 часов работы специалиста. При неактивном, когда общение с представителями Заказчика затруднено, в 2-3 раза больше.
Проектирование сайта
Основываясь на входные данные, можно приступить к проектированию сайта – созданию схемы информационного содержания и набора интерактивных сервисов. В проекте указывается, какую именно потребность целевой аудитории «закрывает» каждый информационный блок, каждый сервис.
В нашей практике был случай, когда клиент «перепутал» проект с готовым сайтом и сказал, что делать больше ничего не нужно – сайт нравится и можно выкладывать в сеть. |
Модель сайта
Качественный технический проект должен представлять из себя действующую модель будущего сайта. Эта модель должна реагировать на действия проверяющего:меню подсвечиваться или всплывать, слайдер листаться, форма всплывать или отправляться, клик на пункт меню – переход в соответствующий раздел и т.д.
Таким образом, задачи визуализации Технического Проекта это:
- отразить структуру сайта
- отразить макет сайта со всеми его элементами
- отразить работу сервисов
Дополнительно, если бюджет позволяет, такую модель сайта можно протестировать на фокус-группе. Для крупных интернет-проектов, рассчитанных на высокую посещаемость, этап тестирования является обязательным.
После согласования такой модели сайта, можно формировать документ – Технический Проект, дополнив его подробным описанием для клиента, дизайнера, программиста и контент-менеджера.
На разработку технического проекта и модели среднего сайта необходимо потратить от 15 до 30 часов работы специалиста.