Рекомендации: конверсия без навязчивости

4 июня в Москве прошла третья ежегодная конференция YaC/m 2015. В этом году мероприятие было посвящено влиянию рекомендательных систем на онлайн-сервисы.

В рамках конференции свой доклад на тему «Рекомендации: конверсия без навязчивости» представил сооснователь исследовательской компании Data Insight Фёдор Вирин.

Рекомендательные системы используют сотни магазинов и сервисов. Обычно они рассчитывают таким образом повысить конверсию. Для того чтобы понять, оправданы ли эти ожидания, специалисты Data Insight провели оценочное исследование использования рекомендаций в магазинах Рунета. 

Для этого была сформирована выборка из 250 крупнейших российских интернет-магазинов. Это довольно большой сегмент Рунета, учитывая что на топ-1000 магазинов приходится 85% всех заказов.

На основе данных выбранных магазинов за май 2015 года был проведён анализ того, как на их статистике отражается использование рекомендательных систем. 

В ходе исследования было выделено 28 видов рекомендаций, используемых магазинами. При этом важно отметить, что видео (отзывы, обзоры) не имеет строгого отношения к рекомендациям, хотя его использование также изучалось. 

Полученные результаты показали, что большое количество российских интернет-магазинов не использует рекомендательные системы, а доля ретаргетинга катастрофически снижается от крупнейших магазинов к более мелким.

Как видно на слайде ниже, главная страница слабо используется для продвижения товаров. 23% интернет-магазинов не используют никакие рекомендательные сервисы на главной странице. 

Фёдор Вирин обратил внимание слушателей на тот факт, что использование модуля «Вы недавно смотрели» на главной странице повышает конверсию на 31%, а «У нас недавно купили» – понижает конверсию на 17%.

Практически все интернет-магазины (99%) концентрируют свои рекомендательные сервисы на страницах товаров, при том что большая часть пользователей, прежде чем принять решение о покупке, склонна обращать внимание на подобную информацию на главной странице сайта. Когда же человек совершает переход на страницу товара, он, как правило, уже останавливает свой выбор на конкретной модели и марке товара.

Использование рекомендательных систем в карточке товара можно считать практически бесполезным.

На странице корзины две трети магазинов (69%) не размещают никаких рекомедаций, стимулирующих допродажи. В то время, как офлайн-магазины делают упор именно на импульсных покупках (товар у кассы и т.п.). По сути, это такое же предложение апсейла. 

Результаты исследования выявили, что в Рунете рекомендательные сервисы используются крайне редко, чего не скажешь о ситуации на рынке Запада.

На слайде ниже представлена обобщённая статистика топа-50 российских интернет-магазинов по числу заказов:

Самой большой категорией по количеству магазинов в Рунете является Бытовая техника и электроника (БТиЭ).

На эту категорию приходится примерно 40% продаж по количеству заказов и чуть больше в деньгах.

Кроме того, в Рунете БТиЭ – один из наиболее развитых сегментов в плане использования рекомендательных сервисов. В этой категории работают практически все рекомендации, кроме новинок. Это связано с тем, что товары этого класса люди выбирают не в магазинах, а на Яндекс.Маркете. Поэтому не настолько важно рекомендовать им новинки.

Второй крупнейшей по размеру категорией в Рунете являются интернет-магазины, работающие в сегменте Fashion.

В этой категории эффективно работают персональные рекомендации на карточке товара. 

В категории БТиЭ люди сначала выбирают товар, а затем магазин, в котором они будут его покупать. В категории Fashion они сначала определяются с магазином, а потом начинают выбирать товар. В этом принципиальная разница между этими категориями. Это две разные модели поведения пользователей при выборе товара (детские товары, отделочные материалы, продукты питания и доставка готовой еды работают по тому же принципу).

Основные выводы исследования Data Insight:

  • Акции не работают. В среднем, по 250 магазинам акции отрицательно влияют на конверсии.
  • Одни и те же инструменты дают противоположные результаты в разных категориях.
  • Крупные магазины лучше используют рекомендации и получают от них больше. В распоряжении у них больше данных, авторитет бренда и больший бюджет на технологии.
  • Кроме рекомендаций есть и другие способы повышения конверсии, которые дают гораздо лучший результат.

Ссылка на источник: https://www.searchengines.ru/articles/yac_m_2015_mnog.html

Игорь Рыбаков

Руководитель
интернет-проектов

Комментарий специалиста

На конференции 4 июня Яндекс предоставил весьма любопытный, с точки зрения владельцев интернет-магазинов, доклад, касающийся использования рекомендательных систем. Рекомендательные системы (блоки «Сопутствующие товары», «С этим товаром обычно покупают» и т.п.) чаще всего либо не используются совсем, либо сделаны наобум, чтобы было не хуже чем у конкурентов. О реальной пользе этих блоков мало кто задумывается.

Если убрать из доклада все лишнее и оставить только рекомендации для владельцев сайтов, то увидим следующую картину:

  • Используйте блоки с рекомендациями на главной странице сайта.
  • Используйте блок «Вы недавно смотрели» (список последних товаров, просмотренных конкретным пользователем) на главной странице сайта.
  • Не следует сосредотачивать все рекомендательные системы на странице товара; на данной странице толку от них чрезвычайно мало.
  • Размещайте рекомендательные блоки на странице корзины товаров
  • В среднем наибольшую конверсию приносят блоки «Вы смотрели», «Популярные товары», «Рекомендации»; в то время как «Акции и распродажи» и «Недавно купили» снижают конверсию.
  • Одинаковые рекомендательные блоки могут иметь разный результат в разных отраслях. 

← Назад

Вы готовы к трансформации маркетинга и продаж?

454091, Челябинская область, г. Челябинск, Площадь Революции, 7а, Офисный центр «Скиф», 8-ой этаж